Краткий обзор
- Медные кабели сталкиваются с ограничениями на высоких скоростях передачи данных, что требует более толстых проводов и повышенного энергопотребления, усложняя плотные соединения в дата-центрах.
- Point2 и AttoTude разрабатывают кабели на основе радио, которые обеспечивают большую дальность, меньшее энергопотребление и меньший диаметр по сравнению с медью, без высокой стоимости и сложности оптики.
- Стартапы планируют прямую интеграцию радио-кабелей с GPU, что упростит охлаждение и повысит эффективность обучения моделей ИИ.
Масштабирование систем ИИ сводится к двум направлениям: увеличению мощности внутри узла и расширению кластера. Первое подразумевает максимальную упаковку GPU в каждый сервер, их объединение в единую супермощную систему и ускорение обработки крупных задач.
Расширение кластера в основном использует фотонные чипы и оптические волокна, способные передавать данные на сотни или тысячи метров. Увеличение мощности внутри узла, где сети в 10 раз плотнее, полагается на простые и дешевые медные кабели длиной обычно не больше метра-двух.
Однако растущие требования к скоростям передачи между GPU упираются в физические пределы меди. По мере приближения пропускной способности к терабитам в секунду кабели приходится укорачивать и утолщать, отмечает Дэвид Куо, вице-президент по маркетингу продуктов и развитию бизнеса в Point2 Technology. Это серьезная проблема в перегруженных стойках серверов, особенно с планами Nvidia увеличить максимальное число GPU в системе с 72 до 576 к 2027 году.
Так называют этот барьер — «медный обрыв».
Отрасль ищет способы продлить жизнь меди и подвести тонкие оптические волокна ближе к GPU. Но Point2 и стартап AttoTude предлагают промежуточное и принципиально новое решение. Оно сочетает низкую стоимость и надежность меди с компактностью и дальностью оптики, полностью отвечая нуждам будущих систем ИИ.
Решение — радио.
В этом году Point2 начнет производство чипов для кабеля на 1,6 Тбит/с из восьми полимерных волноводов e-Tube. Каждый волновод передает 448 Гбит/с на двух частотах — 90 ГГц и 225 ГГц. На концах подключаются модули, преобразующие электронные сигналы в модулированные радиоволны и обратно. AttoTude работает над похожей системой, но на терагерцовых частотах с гибким кабелем меньшего диаметра.
Обе технологии превосходят медь по дальности — 10–20 метров без заметных потерь, что покрывает планы Nvidia по масштабированию. В случае Point2 энергопотребление втрое ниже оптического, стоимость тоже втрое меньше, а задержка может быть в тысячу раз ниже.
Сторонники радио подчеркивают его надежность и простоту производства по сравнению с оптикой. Это позволит радио обогнать фотонику в гонке за низкоэнергетическими соединениями прямо до GPU, вытеснив медь даже с печатных плат.
Проблемы с медью
С медью все в порядке, пока скорости передачи невысоки и расстояния невелики. На высоких скоростях проводники вроде меди страдают от эффекта скин-эффекта.

Эффект возникает из-за быстро меняющегося тока сигнала, создающего противодействующее магнитное поле в центре провода. Ток вытесняется к поверхности — «коже» — повышая сопротивление. На частоте 60 Гц (сетевая в многих странах) ток проникает на 8 мм. На 10 ГГц толщина кожи — всего 0,65 мкм. Для высоких частот нужны толще провода и больше мощности, что мешает плотной упаковке соединений.
Чтобы бороться с скин-эффектом и другими искажениями, появились медные кабели с электроникой на концах. Самые продвинутые — активные электрические кабели (AEC) с ретрансляторами (retimer). Чип очищает сигнал данных и тактовый сигнал от процессора, переотправляет по восьми парам проводов (lanes), плюс обратный канал. На другом конце аналогичный чип устраняет накопившиеся помехи. За счет доп. электроники и энергии AEC продлевают дальность меди.
Дон Барнетсон, старший вице-президент и глава продуктов Credo (поставщик сетевого оборудования для дата-центров), сообщает: их AEC обеспечивает 800 Гбит/с на 7 метров — нужная дальность для систем с 500–600 GPU через несколько стоек. Сначала AEC свяжут GPU с сетевыми свитчами scale-out сети. Это критично, так как единственный ненадежный участок: сбой прервет обучение ИИ.
Даже с ретрансляторами физика возьмет верх. Point2 и AttoTude считают, что это случится скоро.
Дальность терагерцового радио
AttoTude вырос из исследований фотонов сооснователя и CEO Дэйва Уэлча. Сооснователь Infinera (куплена Nokia в 2025 году), он десятилетиями работал над фотонными системами и знает их слабости: 10% энергобюджета дата-центра (по Nvidia), чувствительность к температуре, требующая микронной точности при вводе/выводе света, низкая надежность («link flap»).
Клиенты обожают волокно, но ненавидят фотонику, говорит Уэлч. Электроника надежнее оптики.
После сделки Nokia на 2,3 млрд долларов Уэлч задался вопросом: если не оптические длины волн, то какие частоты? Ответ — максимум для чистой электроники: терагерцовый диапазон 300–3000 ГГц.
«Начинайте с пассивной меди и тяните ее как можно дольше.» — Дон Барнетсон, Credo
Команда собрала систему: цифровой чип для GPU, генератор терагерцового сигнала, микшер для кодирования данных, антенна для ввода в узкий гибкий волновод.
Волновод — диэлектрик в центре для канала сигнала, обкладка снаружи. Ранний вариант — тонкая медная трубка. Вторая генерация — волокна 200 мкм, потери 0,3 дБ/м, что куда ниже типичной меди на 224 Гбит/с.
Дальность — до 20 метров, идеально для scale-up в дата-центрах, по Уэлчу.
AttoTude собрала компоненты: чип данных, генератор THz, микшер, волноводы. Интеграция в плагин впереди. Комбо дает минимум 224 Гбит/с, в апреле на конференции Optical Fiber Communications в Сан-Франциско продемонстрировали 4 метра на 970 ГГц.
Радио в дата-центрах
Point2 работает над радио для дата-центров дольше AttoTude. Основана 9 лет назад ветеранами Marvell, Nvidia и Samsung, привлекла 55 млн долларов, в том числе от Molex (производитель кабелей и коннекторов). Поддержка Molex ключева: они подтвердили производство без доработки линий, плюс партнерство с Foxconn Interconnect Technology. Это убедит гиперскейлеров.

На концах кабеля Point2 (e-Tube) — кремниевый чип, переводящий данные в миллиметровые волны, и антенна для волновода. Волновод — пластиковый сердечник с металлической обкладкой в экране. Кабель ARC 1,6 Тбит/с из 8 e-Tube — диаметр 8,1 мм, половина объема аналогичного AEC.
Работа на СВЧ позволяет использовать стандартные кремниевые фабрики, отмечает Куо. Совместная работа Point2 и Korea Advanced Institute of Science and Technology (опубликовано в IEEE Journal of Solid-State Circuits) применила 28-нм CMOS — технологию 2010 года.
Рынок сетей масштабирования вверх
Несмотря на перспективы, Point2 и AttoTude должны преодолеть инерцию. Жидкостное охлаждение нужно для плотной упаковки GPU на пассивной меди, говорит Барнетсон. ARC на миллиметровых волнах позволят разносить GPU, снижая нужду в охлаждении, предполагает Куо.
Оба стартапа целят в версию для прямого подключения к GPU.
Nvidia и Broadcom ввели оптические трансиверы в одном пакете с процессором, разделяя электронику и оптику микрометрами. Пока для свитчей scale-out. Все стремятся дотянуть до GPU.
Радио-технологии обещают преимущество в таком пакете. Nvidia и Broadcom вложили уйму усилий в надежность и производство. Одна проблема — стыковка волокна с волноводом фотонного чипа с микронной точностью: ИК-лазер с длиной волны требует идеального совпадения с 10-мкм сердцевиной. Миллиметровые и терагерцовые волны длиннее, точность ниже. В демо Point2 стыковку делали вручную, говорит Куо.
Сначала плагины, но настоящий приз — радио-трансиверы в пакете с процессором, считает Уэлч.