Хакатоны по генеративному искусственному интеллекту стали гораздо чаще проводиться и доступнее для участников в последнее время. Ранее они в основном ограничивались задачами прогнозирования в машинном обучении, подобными соревнованиям на платформе Kaggle, но сейчас акцент сместился в сторону создания практичных прототипов. Программирование по-прежнему важно, однако порог входа снизился, что позволяет присоединиться большему числу людей. Это выгодно как участникам, так и организаторам, поскольку открывает новые возможности применения их инструментов.
За последние полгода специалист поучаствовал в различных хакатонах, организованных Gradio, Kaggle, Gemini, OpenAI и другими. Результаты были разными: несколько раз удалось войти в тройку лидеров, в других случаях достались утешительные призы, некоторые итоги еще ожидаются, а в паре мероприятий не удалось пройти отбор или завершить проект вовремя. Независимо от исхода, каждое событие принесло ценные уроки, и в этой статье представлены ключевые выводы из этого опыта без строгой последовательности.
1. Каждая концепция начинается с малого
На начальном этапе идея уязвима и требует ухода, чтобы развиться. Поначалу она может казаться хаотичной, слишком обширной или чрезмерно упрощенной. Но по мере того как уделяется больше внимания, проводятся итерации, она постепенно обретает форму, становясь coherentной и реализуемой.
Долгое время считалось, что идеи возникают в момент внезапного озарения благодаря вдохновению. На деле же переход от грубой зарисовки к чему-то проработанному требует значительных усилий, и в этом заключается привлекательность процесса генерации идей. В большинстве случаев конечный результат сильно отличается от первоначального наброска, и именно фаза мозгового штурма приносит большее удовольствие, чем финальная подача, поскольку именно тогда пробуждается творчество.
Этот этап перекликается с моделью Double Diamond от Design Council, которая описывает два этапа дизайн-процесса:
- Первый алмаз: Discover → Define (постижение проблемы)
- Второй алмаз: Develop → Deliver (разработка и доработка решений)

2. Правило 80/20
В пылу подготовки к подаче легко сразу броситься в программирование. Так поступали многие, включая и участников с подобным опытом. Однажды идея показалась столь захватывающей, что ее начали реализовывать без промедления, но на полпути выяснилось, что она нереалистична и не соответствует теме. Поскольку хакатон длился выходные, уже было упущено драгоценное время.

Вывод прост: тратьте 80% времени на предварительное обдумывание и проверку идеи, чтобы на создание ушло лишь 20%. Такой подход предотвращает напрасные траты сил и необходимость болезненных переделок.
3. Сохраняйте простоту, избегайте излишеств
Как отметил известный дизайнер Диeter Rams,
Добавление новых функций в приложение может быть полезным и выделить продукт, но часто это приводит к переизбытку, когда проект отвлекает пользователя вместо помощи. Такое явление называется Feature Bloat.

Классический пример — обычный телевизионный пульт: он изобилует кнопками, половина из которых никогда не используется. Зачем включать неактуальные элементы, занимающие место? Оставляя только наиболее востребованные и необходимые, можно устранить беспорядок и повысить удобство.
Твит ниже тонко отражает эти мысли. Хотя создание функций упростилось благодаря помощи ИИ, важно направлять эту поддержку на создание значимого контента, а не на ерунду.
— Madhu Guru (@realmadhuguru) October 10, 2025AI is accelerating product bloat.
Teams can ship features 10x faster, so they do – without asking if they should.
Result: Frankenstein products with features bolted on, no coherent design, high cognitive load.
AI gives you 80%. Your job is the remaining 20%: solve real user…
4. Не игнорируйте качество кода
Сегодня собрать код проще простого. С помощью агентов для программирования можно быстро создать функционирующее приложение, но обеспечение чистоты, читаемости и безопасности все еще требует мастерства. Если цель — превратить проект хакатона в готовый к производству продукт, необходимо самостоятельно проверять код. Бывали случаи, когда API-ключи жестко встраивались или пренебрегались базовыми мерами безопасности лишь для того, чтобы заставить работать. Для быстрой демонстрации это приемлемо, но за ее пределами опасно, как видно из вирусного примера ниже.
Matt Palmer из Replit написал отличную статью, посвященную этой проблеме. В своем материале о Secure Vibe Coding, он разобрал уязвимости, возникающие при современном подходе к кодированию . Рекомендуется ознакомиться.
Matt предлагает практический чек-лист по безопасности и ряд лучших практик для защиты проектов хакатонов. Например, он подчеркивает важность обновления зависимостей, поскольку большинство уязвимостей связаны с устаревшими библиотеками. Также акцентирует внимание на корректной обработке ошибок, чтобы не раскрывать конфиденциальную информацию в сообщениях. Куки нужно защищать, для загрузки файлов — проверять типы и размеры, сканировать на вредоносный контент. Наконец, внедрять ограничение скорости на всех API-эндпоинтах, особенно связанных с аутентификацией. Иллюстрация ниже адаптирована из его статьи.

5. Мыслите как специалист по продуктам
Современные хакатоны требуют не только рабочего прототипа, но и описания проекта, а также краткого профессионального видео-демо. Это подразумевает внимание ко всем аспектам — от генерации идей до презентации, подобно работе менеджера продукта . Программирование существенно, но не единственно. Важны сценарий использования и ценность, которую проект приносит. Необходимо не только формулировать проблему, но и учитывать путь пользователя и то, как продукт решает конкретную задачу.
Например, в Gemma 3n Impact Challenge, запущенном на Kaggle в этом году, участники должны были предоставить видео-демо, техническое описание, публичный репозиторий с кодом и живую демонстрацию размещенного проекта. Создание видео профессионального уровня — непростая задача.

Поэтому стоит заранее планировать время на презентацию. Обычно снимают видео, монтируют, добавляют субтитры и даже озвучку. Это требует усилий, но если идея проработана тщательно, то ее достойная демонстрация столь же критична, как и создание. Ниже пример видео-презентации команды для Gemma 3n Impact Challenge.
6. Ищите вдохновение вокруг
Лучшие проекты хакатонов решают реальные задачи. Начните с наблюдения за повседневными проблемами и подумайте, какая функция всегда была желанной, но отсутствовала.
В этих мероприятиях первыми пользователями выступают судьи, поэтому полезно смотреть с их позиции. К примеру, в Meta Kaggle Hackathon этого года Kaggle предоставил 15 лет данных сообщества для анализа тенденций и выводов, полезных для платформы. Подход к данным велся с точки зрения Kaggle, чтобы выявить ключевые сигналы для роста сообщества и оценить, помогают ли недавние инициативы возродить вовлеченность.
Подача, занявшая второе место, сосредоточилась на причинах, по которым многие участники сообщества замолкают после регистрации, и способах их реактивации ? Это затрагивает актуальную проблему не только для Kaggle, но и для других техно-сообществ, и судьи оценили такой подход.

Социальные сети — отличный источник идей. На X или Reddit пользователи открыто делятся раздражающими моментами. Несмотря на шум, выделив ключевые сигналы, можно генерировать идеи для влиятельных решений. Фокус на конкретной реальной проблеме часто приводит к продукту, полезному для широкой аудитории.
7. Ведите банк идей
Лучший способ получить хорошую идею — иметь множество идей.
— Linus Pauling
Идеи не подстраиваются под хакатоны, а вдохновение может прийти в любой момент. Вместо того чтобы упускать их, создайте простой банк идей для фиксации. Не обязательно усложнять: подойдет заметки в приложении, страница в Notion или таблица. Главное — сохранять каждый импульс, чтобы при объявлении хакатона не начинать с нуля.
Также важно периодически структурировать идеи. Как пишет David Allen в материале о capturing good ideas, наличие инструментов недостаточно; нужна привычка к организации. Он отмечает: «Если оставлять emails не обработанными в inbox, или бумажные заметки сваленными в портфель или блокнот, весь процесс рушится, и мотивация угасает».
Формируя такую привычку, вы накопите запас идей для доработки, адаптации и развития.
8. Выбирайте подходящие хакатоны
Хакатоны доставляют удовольствие, но не менее важно уметь отказываться от неподходящих. Поначалу регистрировались почти на все события подряд. Однажды пришлось участвовать в четырех подряд: двух двухмесячных и двух уик-энд спринтах. Это было волнующе, но выматывающе, и быстро привело к выгоранию.
Теперь выбор стал осознаннее, чтобы вкладывать время и силы targetedно. Такой подход позволяет сосредоточиться, создавать крепкие проекты и наслаждаться процессом без переутомления.
9. Делитесь результатами с миром
Создание работающего приложения требует усилий, поэтому стоит публиковать его в сообществе, и X — идеальное место для этого. Представляйте проект публично, независимо от победы. Никто не знает, кому он может пригодиться или какую проблему решить. Открытое распространение приносит отзывы для улучшений, а возможно, и партнеров для будущих хакатонов.
Заключительные размышления и поиск следующих хакатонов
Участие в хакатонах по GenAI напоминает соревнования по машинному обучению на Kaggle. Поначалу все кажется сложным, но постепенно формируется набор лучших практик и инструментов для быстрой адаптации. Со временем накопилась личная коллекция блоков и уроков из каждого события.
Где искать анонсы? Лучше всего на X, следя за релевантными людьми и сообществами. Кроме того, платформы вроде Kaggle, Devpost и dev.to — надежные источники предстоящих мероприятий.