Новости и статьи об искусственном интеллекте и нейросетях. Мы собираем и обрабатываем самую актуальную информацию из мира AI. О проекте

Статьи

От шлама к Sotheby’s? Искусство ИИ на новом этапе

В эпоху генеративного ИИ, полного низкокачественного контента, некоторые художники успешно используют инструменты вроде Midjourney и Runway для создания значимых работ, продаваемых на аукционах и выставляемых в музеях. Художники вроде Генри Добры, Бет Фрей и Киры Xonorika подчеркивают роль вкуса, непредсказуемости и доступности ИИ в творчестве. Несмотря на критику, ИИ становится частью арсенала создателей, открывая новые возможности для самовыражения.

17 октября 2025 г.
4 мин
5

В эпоху, когда искусственный интеллект генерирует множество низкокачественного контента, концепция использования инструментов вроде Midjourney и Runway для создания произведений искусства может показаться нелепой. Какая художественная ценность может скрываться в подобных творениях, как Shrimp Jesus или Ballerina Cappuccina? Однако среди всего этого хаоса есть те, кто применяет ИИ-инструменты с настоящим размышлением и целью. Некоторые из них добиваются значительных успехов как художники, работающие с ИИ: они обретают огромную популярность в сети, продают свои работы на аукционах и даже выставляют их в галереях и музеях.

«Иногда требуется камера, иногда ИИ, а порой краски, карандаш или другой инструмент», — отмечает Джейкоб Адлер, музыкант и композитор, который получил главный приз на третьем ежегодном фестивале ИИ-фильмов от компании Runway за свою работу Total Pixel Space. «Это просто еще один инструмент, добавленный в арсенал творца».

Одна из наиболее заметных характеристик инструментов генеративного ИИ — их простота в использовании. Без специальной подготовки и за считанные минуты можно сгенерировать изображение любого воображаемого объекта в желаемом стиле. Именно эта легкость вызывает столько критики по отношению к искусству на базе ИИ: теперь крайне просто заполнять платформы вроде Instagram и TikTok бессмысленным контентом, а компаниям нет нужды нанимать профессиональных художников, поскольку они могут создавать изображения и видео самостоятельно.

Henry Dauber created these visuals for a bitcoin NFT titled The Order of Satoshi, which sold at Sotheby’s for $24,000.
Генри Добра создали эти визуалы для биткоин-NFT под названием The Order of Satoshi, который ушел на аукционе Sotheby’s за 24 000 долларов.

ПО ДАННЫМ ХУДОЖНИКА

Генри Добра, художник и дизайнер, автор визуалов на базе ИИ для биткоин-NFT, проданного на Sotheby’s за 24 000 долларов и ныне первый кинорежиссер-резидент Google, рассматривает эту доступность как одно из главных достоинств генеративного ИИ. По его словам, люди, давно отказавшиеся от творческого самовыражения или просто не имевшие времени освоить какой-либо медиум, теперь создают и делятся искусством.

Но это не означает, что первое шедевр на базе ИИ может появиться от кого угодно. «Я не верю, что генеративный ИИ создаст целое поколение гениев», — говорит Добра, называющий себя «художником, ассистируемым ИИ». Хотя инструменты вроде DALL-E и Midjourney не требуют технических навыков для ввода запросов, добиться от них интересного результата и оценить его качество требует как воображения, так и художественного чутья, подчеркивает он: «Мы вступаем в эпоху, где ключевую роль сыграет вкус».

Kira Xonorika’s Trickster is the first piece to use generative AI in the Denver Art Museum’s permanent collection.
Работа Киры Xonorika Trickster — первое произведение с использованием генеративного ИИ в постоянной коллекции Музея искусства Денвера.

ПО ДАННЫМ ХУДОЖНИКА

Даже для художников с опытом в других медиумах ИИ может быть не просто упрощенным методом. Бет Фрей, профессиональный художник изобразительного искусства, которая делится своим ИИ-искусством в инстаграм-аккаунте с более чем 100 000 подписчиками, обратилась к ранним инструментам генеративного ИИ из-за их странности — ей нравились искаженные руки и жуткие сцены еды. Со временем ошибки моделей были исправлены, что стало одной из причин, почему она не публикует ИИ-работы в Instagram уже больше года. «Чем лучше оно становится, тем менее интересным оно для меня», — говорит она. «Теперь приходится стараться, чтобы добиться сбоя».

ai-generated tomato head character vomits spaghetti onto its lap as it sits on a sofa
Инстаграм-аккаунт Бет Фрей @sentientmuppetfactory полон странных творений на базе ИИ.

ПО ДАННЫМ ХУДОЖНИКА

Создание искусства с помощью ИИ может подразумевать отказ от полного контроля — в пользу компаний, обновляющих инструменты, и самих инструментов. Для Киры Xonorika, художницы, описывающей себя как «коллаборативного художника с ИИ», чей короткометражный фильм Trickster стал первым произведением с генеративным ИИ в постоянной коллекции Музея искусства Денвера, эта потеря контроля — часть привлекательности. «Мне нравится в ИИ элемент непредсказуемости», — говорит Xonorika, чьи работы затрагивают темы вроде коренных культур и нечеловеческого интеллекта. «Если быть открытым к этому, оно действительно усиливает и расширяет ваши идеи».

Однако представление об ИИ как соавторе — или даже просто как художественном медиуме — все еще далековато от всеобщего признания. Для многих «искусство ИИ» и «шлам ИИ» остаются синонимами. Поэтому, несмотря на благодарность за полученное признание, Генри Добра испытывает смешанные чувства от пионерства в новой форме искусства на фоне такого сильного сопротивления. «Пока не примут, что ИИ — это инструмент вроде любого другого, с которым люди могут делать что угодно — иногда это будет шедевр, иногда нет, — ситуация останется bittersweet», — говорит он.